МУР. КнигаБум.

Опыт реализации всероссийского проекта «КнигаБум» Снежногорск

Опыт реализации всероссийского проекта «КнигаБум» (Университет детства. Рыбаков фонд.)  в МАДОУ № 9 «Березка г.Снежногорск

Гагауз Евгения Григорьевна,

воспитатель МАДОУ № 9 «Березка»

г. Снежногорск

Курышова Виктория Владимировна,

Учитель – логопед МАДОУ № 9 «Березка»

г. Снежногорск

Актуальность проблемы снижения интереса к чтению отмечена на государственном уровне. С 2007 года действует «Национальная программа поддержки и развития чтения», в которой отмечена  необходимость разработки и внедрения перспективных методик и технологий, направленных на привлечение читателей и развитие читательской компетентности.
В качестве средства решения указанной проблемы, помогающего донести ценность книги до современных детей, заинтересовать их художественной литературой, мы решили использовать буктрейлер. Буктрейлер - ролик-миниатюра, составленный по мотивам прочитанной и полюбившейся книги.
Он может быть представлен в виде фильма или мультфильма, презентации или объединения этих форм. Яркие зрительные и звуковые образы, быстрота смены картинки, краткость – отличительные особенности буктрейлеров, которые могут увлечь современного ребёнка.
Работа по созданию буктрейлеров стала долгосрочным проектом детского сада.
Цель: приобщения дошкольников к чтению средствами современных мультимедийных технологий.
Задачи:
·       воспитывать у детей любовь к книге;
·       активно вовлекать родителей в совместную деятельность по созданию буктрейлеров и использование их для создания у детей интереса к художественной литературе;
·       проводить мероприятия с использованием буктрейлеров.
Впервые проект «КнигаБум» был представлен в 2018 году на региональной школе Университета детства в ЗАТО Александровск Мурманской области. Через год, благодаря поддержке Университета детства Рыбаков Фонда, проект стал Всероссийским и к нему присоединились педагоги из разных уголков России.
Наш сад продолжает реализовывать проект в детском саду, так как мы считаем, что технология создания буктрейлера именно та технология, котораяотвечает интересам современных детей с их пиксельным мышлением, в ее основе - сотрудничество с ребёнком на всех этапах деятельности, поддержка его инициативы.
В детском саду создана творческая группа по реализации проекта. Работа творческой группы строится в нескольких направлениях:
ØРабота с педагогами.
ØСоздание буктрейлеров с детьми.
ØРабота с родителями по созданию разных видов буктрейлеров.
ØПроведение литературных мероприятий с использованием буктрейлеров.

Кратко остановимся на каждом этапе.

1.    Работа с педагогами.
Работа с педагогами начинается со знакомства с технологией буктрейлеров, их видами, способами создания. Вместе на примерах мы рассматриваем, что буктрейлеры можно условно разделить на несколько видов: по способу визуализации (игровые, неигровые, анимационные) и по содержанию (повествовательные, атмосферные, концептуальные).
Обязательным в работе с педагогами является практическая часть – это мастер-класс по написанию сценариев буктрейлера: выделение интриги, выбор атрибутов, подбор музыки и иллюстраций.
Продолжая работу, мы столкнулись с тем, что созданию буктрейлеров мешает отсутствие у большей части педагогов умений работать с программами по видеомонтажу. Это определило еще один этап работы – мастер-класс по монтажу видеосюжетов. Педагогам была предложена программа «Киностудия», бесплатные онлайн программы, а также рассмотрен вариант создания буктрейлера в программе PowerPoint и конвертацией в видеоформат.
Планируя работу с педагогами, мы делали акцент на то, что главным при выборе книги все же должен быть ребенок, его интерес к конкретному произведению или автору. Он же должен быть главной фигурой в обсуждении концепции ролика. И в кадре обязательно должен быть ребенок,  он сам должен рассказывать о книге. Взрослый лишь направляет ребенка и помогает справиться с технической стороной создания видеоролика.
2.    Создание буктрейлеров с детьми.
Работа с детьми по созданию буктрейлеров проходит индивидуально или в мини – группах.
Взрослый читает с детьми выбранную книгу. Здесь инициатива выбора книги для чтения может исходить как от ребенка, так и от взрослого, знающего круг интересов ребенка. Выбор, по какой книге снимать буктрейлер, должен исходить только от ребёнка.
После того, как произведение выбрано, оно обсуждается совместно с детьми, выбирается вид буктрейлера.
Затем составляется сценарий буктрейлера, продумывается, как представить произведение, чтобы создать интригу.
Дальше самое интересное – дети с помощью взрослых изготавливают декорации, выбирают костюмы, атрибуты. Это могут быть иллюстрации к произведению, фигурки персонажей: вылепленные, нарисованные или изготовленные из конструктора для создания мультипликационного буктрейлера.
Очень нравится детям создавать буктрейлеры с элементами драматизации. Дети сами решают, какие костюмы им нужны для театральной постановки.
Следующий этап - репетиции и съемка.
Монтаж видео проводит взрослый, в дальнейшем мы планируем обучить этому и детей.
3.    Работа с родителями по созданию разных видов буктрейлеров.
деятельности помогли найти ответы на все вопросы.

4.    Проведение литературных мероприятий с использованием буктрейлеров.
Так как наш детский сад активно принимает участие во всероссийском проекте «КнигаБум», все созданные буктрейлеры наших детей размещены в банке буктрейлеров на сайте проекта Университета детства.
Все созданные нашими детьми буктрейлеры и видеоролики из банка буктрейлеров всероссийского проекта, активно нами используются при проведении мероприятий: литературных викторин, квестов и акций, проводимых для приобщения детей к чтению, интерактивных игр, музеев проживания одного произведения.
Пример заданий:
- найти в банке проекта буктрейлер, в котором кошка читает книгу про собаку и узнать, что герой видеоролика советует своему коту,
- какие игрушки убежали от детей в буктрейлере и по какой сказке создан этот буктрейлер,
- найти буктрейлер в котором встречаются волшебники и волшебные предметы и т.п.
Кроме того, буктрейлеры мы используем при ознакомлении с творчеством писателей и поэтов, например в беседе о творчестве К.И. Чуковского использовали видеоролики по его произведениям.
Заданий на основе буктрейлеров можно придумать много, они побуждают ребенка найти буктрейлер и прочитать книгу, о которой рассказывается в нём. Так же у детей возникает интерес и желание снять свой буктрейлер, из которого ровесники узнают о его любимой книге.
На данный момент в детском саду 11 педагогов, 19 семей, которые разделяют идею приобщения детей к чтению через создания буктрейлеров и активно принимают участие в создании буктрейлеров.
В саду создана галерея создателей буктрейлера, на которой размещены фотографии участников российского проекта КнигаБум. На фотографии расположен QR-код, диплом ребенка, на котором можно прочитать, к какому произведению создан буктрейлер. Каждый желающий может сосканировать код и сразу посмотреть буктрейлер этого участника.
Проект развивается, появляются новые идеи. Мы планируем создать интерактивную зону по любимым произведениям детей. Например: нарисуй героя, отгадай из какой книги, выбери иллюстрации к сказке и т.п. Мамы и папы с детьми, могут самостоятельно выполнить задания, предложенные в этом уголке. Выполнение практической деятельности стимулирует к чтению книг или, если книга прочитана, обсуждению сюжета.
Мы считаем, что технологии по созданию буктрейлеров помогут окружить детей лучшими произведениями художественной литературы, привить им стремление познавать новое посредством литературы, стать успешными и счастливыми в мире цифровых технологий.