(цикл мероприятий с детьми дошкольного возраста)
Разработала: Смирнова Евгения Александровна, воспитатель МБ ДОУ «Детский сад № 226», г. Новокузнецк.
Создание буктрейлера (видеоролика о прочитанной книге) с дошколятами интересный процесс, за которым стоит цикл мероприятий, с помощью которых педагог должен: познакомить детей с книгой и автором, прочитать произведение, обсудить прочитанное и иллюстрации, помочь детям выделить основную мысль книги, понять персонажей. Только после того, как ребенок прочувствовал произведение, познакомился с писателем, героями и понял, интересно ли ему это произведение, понравилось ли прочитанное, если да то, чем он может заинтересовать потенциальных будущих читателей - можно приступать к созданию буктрейлера. Педагогу остается продумать, так как все дети разные, какой буктрейлер будет создавать конкретный ребенок: повествовательный, игровой, анимационный и т.д., что данному ребенку ближе.
Цикл мероприятий: 1. Знакомство с книгой, автором и главным персонажем. 2. Чтение книги. 3. Беседа о прочитанной книге, знакомство с автором (подготовка детей к созданию буктрейлера). 4. Создание буктрейлера.
Описание: описанное ниже знакомство с повестью О. Фадеевой «Каравелла и я» можно проводить с детьми младшего и среднего возраста (3-5 лет).
Для детей старшего возраста (5-7 лет), непосредственную образовательную деятельность можно усложнить: рассказать об авторе книги, показать портрет Ольги Фадеевой, добавить элементы конструирования и аппликации - сделать поделку коровы, показанную педагогом, с которой знакомились дети во время беседы, а также можно предложить нарисовать Каравеллу. Следующим этапом, для детей старшего возраста, будет беседа о прочитанной книге. Далее идет подготовка детей к работе по созданию буктрейлера (выяснить основные мысли книги, придумать интригу, т.е. чем заинтересовать будущих читателей).
1. Знакомство с литературным произведением повестью
Ольги Фадеевой «Каравелла и я»,
повторение знаний о животном - корове.
младший, средний дошкольный возраст
Программное содержание:
· знакомство с литературным художественным произведением повестью А. Орловой «Каравелла и я»;
· активизация познавательной деятельности детей;
· расширить знания детей о корове и молочных продуктах;
· развитие речи, словаря;
· развитие положительных эмоций и эмоциональной отзывчивости;
· воспитание любви к книгам и доброжелательного отношения к животным.
Материал: аудиозапись мычания коровы, аудиозапись песни Н. Олева, М. Дунаевского «33 коровы», поделка коровы из бумаги, книга О. Фадеевой «Каравелла и я», иллюстрация коровы и теленка.
Дети играют в групповой комнате, вдруг слышат мычание коровы (аудиозапись).
Педагог: Ребята, вы слышите? Как вы думаете, что это за звук? Кто так мычит? (ответы детей)
Педагог: Правильно! Это мычит корова. Давайте все вместе помычим, как корова, скажем «му-у-у».
Дыхательная гимнастика
(Дети изображают мычание коровы на выдохе, вытягивая губы трубочкой)
Педагог: Ребята, сегодня я хочу вас познакомить с коровой, которую зовут Каравелла. (Педагог показывает поделку корову Каравеллу сделанную из бумаги).
Это непростая корова. Посмотрите, на ее окрас. Что в ней необычного? (Ответы детей).
Педагог: Молодцы! У нее черная голова, а голове на лбу есть пятнышко белого цвета в форме сердца.
Придумала эту корову детская писательница Ольга Фадеева и написала повесть, которая называется «Каравелла и я». Посмотрите, в руках я держу эту книгу (показывает книгу). На ее обложке изображена корова Каравелла, а рядом с ней стоит девочка. В повести, про Каравеллу, нам рассказывает как раз эта девочка, которая приехала погостить в деревню к бабушке и там познакомилась с очень милой, дружелюбной, большой и теплой коровой. Жить в деревне оказалось очень здорово!
Как вы думаете, почему эту корову назвали Каравеллой? (ответы). Чтобы понять, почему ее так зовут, нам нужно будет прочитать эту книгу. Вот тогда, после прочтения повести, мы непременно узнаем, почему ее так назвали и узнаем еще много интересного про Каравеллу и про ее жизнь.
Педагог: А сейчас давайте встанем и немного разомнемся. Представим, что мы все превратились в веселых коров.
Динамическая пауза «Веселая корова»
Я веселая корова(ходьба на месте)
Много пятнышек на мне
(похлопывание по туловищу ладошками)
С вами я играть готова
(«пружинка», руки на пояс)
Очень рада детворе!
(хлопают в ладоши)
Му-у-у!
(указательные пальцы к голове, изображают рога коровы).
Педагог: Предлагаю немного поговорим о корове. Корова это дикое или домашнее животное? (Ответ)
Педагог: Корова это домашнее животное. Живет на ферме или у хозяина в деревне. Как хозяин ухаживает за коровой? (Ответы детей)
Педагог: Корову нужно поить, кормить вовремя, выводить летом на зеленый луг пастись. Кто знает, чем кормят корову зимой? Зимой корову кормят сухим сеном и поят водой из ведра.
Педагог: Ребята, как вы думаете, какую пользу людям приносит домашнее животное - корова? Что дает нам корова? (ответы детей)
Педагог: Молоко. Из молока люди делают полезные, вкусные, питательные молочные продукты. Давайте назовем, какие молочные продукты можно изготовить из молока? (ответы детей).
Педагог: Масло, сметана, кефир, сливки, творог, ряженка, сыр, йогурт, простокваша, варенец – молочные продукты. Благодаря корове люди могут лакомиться такими вкусными и полезными молочными продуктами. Кто любит молочные продукты?
Педагог: Ребята, назовите, пожалуйста, родственников коровы? (ответы детей). Если корова – это мама, бык – это папа, а теленок кто? Теленок – это их ребенок, а правильно сказать – детеныш. Детеныш коровы – теленок.
Педагог: А теперь давайте поиграем и сравним корову и теленочка.
Дидактическая игра «Сравни корову и телёнка»
Воспитатель с детьми рассматривают картинку, на которой изображена корова и теленок, сравнивают их.1. Корова большая, а теленок...? (маленький)
2. У коровы бока толстые, а у теленка…? (тоненькие)
3. У коровы есть рога, а у теленка…? (нет)
4. Корова большая у нее есть вымя, а у теленка… (нет вымени). У коровы вымя с молочком.
Педагог: При следующей встрече мы обязательно прочитаем книгу О. Фадеевой «Каравелла и я».
Педагог: Про какое животное мы сегодня говорили? Какую пользу приносит корова? Как зовут корову, с которой я вас сегодня познакомила? Чем Каравелла отличается от других коров? (пятнышко в форме сердца на лбу) Как называется книга, с которой мы познакомились? Кто запомнил, как зовут автора этой книги?
Сейчас я вам включу песню «33 коровы» М. Дунаевского, вы можете потанцевать.
2. Беседа о прочитанной книге Ольги Фадеевой «Каравелла и я»,
знакомство с автором
Цель: познакомить с автором книги; вызвать желание детей высказываться о прочитанной книге, о действии персонажей; развивать умение стоить диалог; обогащение речи детей.
Педагог: Ребята, на прошлом занятии я вам прочитала книгу. Кто помнит, как называлась книга и кто ее автор? (ответы)
Педагог: Правильно. Книга называется «Каравелла и я», написала ее современная писательница Ольга Фадеева, которая живет в городе Санкт-Петербурге, вот так она выглядит (показывает фото автора книги). А вы знаете, что все иллюстрации, которые есть в книге, нарисовала сама О. Фадеева, она автор – иллюстратор. Пишет книги и рисует к ним акварельные иллюстрации. Очень милые, теплые, добрые иллюстрации получились у автора этой книги. А теперь давайте поговорим о книге.
Вопросы для обсуждения:
Как вы думаете, кто главный персонаж в книге?
Где живет Каравелла?
Кто был в деревне?
Кто из вас видел настоящую корову?
Была ли она похожа на Каравеллу?
На что похоже зеленое поле, где паслась Каравелла? С чем сравнивает поле и корову дедушка?
Почему корову зовут Каравелла?
Какое любимое лакомство было у коровы?
Чем угощала Каравеллу девочка?
Каких фруктов у бабушки с дедушкой выросло много, ими накормили Каравеллу, а она жевала их и улыбалась?
Какими «лошадями» собралась бабушка накормить Каравеллу?
Для чего дедушка дал соль девочке?
Зачем она посолила сено?
Почему месяц называют рогатым?
Какой сон приснился девочке?
Понравились ли вам иллюстрации?
Понравилась вам книга?
3. Создание буктрейлера.
Цель: заинтересовать к прочтению книги, популяризация чтения.
Последний этап работы с детьми очень индивидуальный. Если ребенок стесняется, но хочет принять участие, то можно предложить обыграть действие, если нравится рисовать, то можно предложить нарисовать свои иллюстрации или же главных персонажей, если же ребенок может рассказать о прочитанном – пусть расскажет!
Если педагог решает добавить музыкальное сопровождение, можно предложить ребенку, для прослушивания, несколько вариантов, и выбрать наиболее подходящее вместе.
Какой увлекательный процесс создания буктрейлера! Главное, чтобы книга нравилась и увлекала!
Самым конечным этапом, если создан буктрейлер по произведению с ребенком дошкольного возраста и смонтирован куратором, является отправка во ВСЕРОССИЙСКИЙ ПРОЕКТ «КнигаБум» при поддержке Университета Детства по адресу knigabym@yandex.ru
Смотри – читай!
Читай – делись!