МУР. КнигаБум.

Буктрейлер как инструмент развития речи и повышения интереса к чтению у старших дошкольников

Идея создания буктрейлера зародилась в США, изначально жанр предназначался для взрослых с целью продвижения книги на рынке продаж. В России жанр буктрейлера появился в 2010 году.

В 2018 году творческой группой педагогов г. Снежногорска был представлен всероссийский проект «КнигаБум», первыми участниками которого стали воспитанники, родители, педагоги садов Снежногорска, Екатеринбурга, Каргополя, Санкт-Петербурга. Цель проекта-популяризация чтения, привлечение внимания детей к книгам посредством буктрейлера. Проект бессрочный, желающие могут отправлять свои работы.
- Мы с детьми решили попробовать, нам понравилось. Весь прошлый год мы были участниками проекта Книгабум. Нашу работу заметили, оценили. В этом году работу продолжили.

- Буктрейлер-видеоролик, знакомящий с каким-либо художественным произведением, цель буктрейлера- заинтересовать, заинтриговать детей, вызвать желание прочитать этот рассказ, сказку, книгу.
· игровые (минифильм по книге);
· неигровые (набор слайдов с цитатами, иллюстрациями, книжными разворотами, рисунками, фотографиями и т.п.);
· анимационные (мультфильм по книге).

- Если рассматривать данные виды в рамках работы с дошкольниками, то наиболее удобным для создания является вид буктрейлера - «игровой», так как для реализации творческого замысла можно эффективно использовать возможности театрализованной деятельности, а также создать условия для организации сюжетно-ролевОй игры «Съемочная площадка», где дети старшего дошкольного возраста смогут проявить свою индивидуальность в новой для себя роли.

По содержанию буктрейлеры могут быть:
· повествовательные (презентующие основу сюжета произведения);
· атмосферные (передающие основные настроения книги и читательские эмоции);
· концептуальные (транслирующие ключевые идеи и общую смысловую направленность текста).
! Видеоролик должен быть не более 2 минут, так как это оптимальное время, чтобы удержать внимание зрителя — потенциального читателя.

Ролик должен цеплять и интриговать. Для этого важно
Демонстрация буктрейлера.

У нас это было представление буктрейлера детям других возрастных групп дошкольного учреждения в условиях, когда дети - авторы буктрейлера самостоятельно представляли произведение с демонстрацией видеоролика. В этом случае короткий интригующий рассказ о содержании книги можно считать инструментом, не только способствующим развитию связной речи дошкольников, но благотворно влияющим на развитие личности ребенка, который сможет почувствовать себя в новой роли.

Включать буктрейлеры можно в разные виды деятельности (организованную образовательную деятельность, в режимные моменты, досУговые мероприятия).
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

Предлагаю Вам самим поработать над созданием буктрейлера по сказке «Снежная королева».

1. Выбор произведения
В свободное от занятий время дети старшей группы сидели за столами и раскрашивали. Картинки были разные на зимнюю тему. Я застала момент, когда один из мальчиков поинтересовался у девочки, что она рисует. В руках у Василисы был лист с раскрашенным замком снежной королевы. Девочка стала рассказывать.
Этот момент и натолкнул меня на мысль в выборе произведения для создания буктрейлера. Помогли воспитатели: 2 дня читали сказку, просмотрели мультфильм.

Итак, произведение выбрано. Читать и обсуждать сказку сейчас мы не будем. Сказка у всех на слуху. Дети же обязательно должны познакомиться с произведением.

2. Написание сценария. За основу сценария взяла увиденный мной эпизод. По сценарию 3девочки увлеченно рисуют иллюстрации к сказке Ханса Кристиана Андерсена. К ним подсаживается мальчик и задает вопросы. Каждая из девочек показывает свой рисунок и рассказывает о Снежной королеве то, что она знает. Чтобы рассказы девочек были интересными, взяла яркие цитаты из сказки, что помогло внести интригу, тем самым заинтересовать детей в чтении сказки

3.Подбор картинок, иллюстраций. Использовала раскраски к сказке, раскрашенные детьми, на слайдовой презентации использованы обложки книг со сказкой разных годов издания.

4. Музыкальное сопровождение.Чтобы ввести в волшебную атмосферу сказки на протяжении всего ролика фоном будет звучать легкая музыка «Танец снежинок».

5. И наконец, техническая составляющая: аппаратура, декорации и актеры.
- декорации, свет, музыка, интерактивная панель готовы;
- 3 девочки, раскрашивающие иллюстрации к сказке (увлеченно заняты рисунками, каждая эмоционально рассказывает о Снежной королеве, показывает свой рисунок )выбираются из присутствующих
- ребенок, интересующийся тем, что они рисуют (подходит к столу, внимательно рассматривает рисунки девочек, подсаживается к одной из них, задает вопрос) выбирается из присутствующих
- оператор
- звукорежиссер

6. Роли распределены. В руках у выбранных героев – сценарий.
Сценарий
Дети рисуют за столом (на столе рисунки, карандаши, сказки)

Ребёнок подошёл к столу, рассматривает рисунок: - …, Кого ты рисуешь?

1 Девочка показывает рисунок: -Это сама Снежная Королева!

Ребёнок: - Кто эта королева? И почему она снежная?

1 Девочка: - Она хозяйка страны вечного снега и льда, поэтому её называют Снежная Королева. Все ветры, вьюги, метели повинуются ей! В её заснеженном королевстве только холод и лед!

2 Девочка: - Живёт Снежная Королева в далёкой Лапландии, у самого северного полюса, в таком ледяном замке. Стены замка заметены снежными метелями, окна и двери пробиты свирепыми ветрами, а под ногами блестит замёрзшее озеро.

3 Девочка: - Круглый год в её царстве бушуют снежные бури и вихри, беда будет тому, кому попадёт в глаз или в сердцехотя бы ледяная песчинка из её королевства, как это произошло с Мальчиком Каем.

Ребёнок: - Как интересно! А где можно узнать о Снежной Королеве?

1 Девочка (показывает книжку): - …Ты можешь узнать о Снежной королеве и о том, что произошло с Каем, в сказке Ханса Кристиана Андерсена «Снежная королева».

Запись видеоролика. Ведется съемка (7, 8, 9 слайды).

7. Монтаж буктрейлера. Видеосъемка завершена. В качестве творческого продукта хочу предоставить вашему вниманию уже смонтированный буктрейлер по сказке. Артисты-дети старшей группы.

8. Просмотр буктрейлера

В заключение хочется отметить:
- Использование новой формы работы (работа над буктрейлером) способствует обогащению словаря дошкольников, развитию связной речи, внимания, памяти, образного мышления, возбуждению интереса к чтению художественной литературы посредством создания необычных условий (интриги).

- Деятельность, интересная ребёнку, является сильным мотиватором, способствующим активному развитию личности дошкольника.

- Способствует повышению уровня педагогической компетенции при использовании инновационных форм в работе с дошкольниками.

- Расширяет содержание совместной деятельности ребенка, родителя, педагога при создании творческого продукта.